Новости Сайта. Что есть Северное Вече. Группы: статьи, биографии, отчёты с концертов и интервью. Рецензии на альбомы. Мастерская - изготовление народных музыкальных инструментов. Ссылки на ресурсы по теме и дружественные проекты. Форум - Северное Вече - Языческий Металл и Классика. Авторы Сайта и Материалов.
Пишите.Это новый раздел "Мастерская", в котором Заяц рассказывает, как своими руками можно сделать народные славянские инструменты. И если кто ещё захочет поспособствовать этому делу - будем только за. Сейчас этот раздел постепенно наполняется, ибо интересного и ценного материала много. Есть - вопросы, предложения, замечания, желание помочь - пишите: paganmusic@yandex.ru А если хотите связаться с мастером Зайцем - пишите sventovit@vilvit.net

Мастерская - Изготовление Гудка

Для работы понадобится:

Инструменты: топор, пила, рубанок, большая полукруглая стамеска, плоская стамеска, косая стамеска, молоток,  электродрель со сверлами и шлифовальной насадкой, тиски, большие струбцины.

Материалы: небольшое бревно или пенек подходящего размера (дерево брать лучше хвойных пород, но данный гудок делался из лиственного), в принципе можно сделать и из строительного бруса, что на строительных рынках продается, наверное даже проще будет… Ветка дерева с сучком подходящей формы (для смычка), конский волос, эпоксидный клей, морилка, лак или воск для дерева, струны – металлические или нейлоновые.

_____________________________________________________________________________

Для начала надо определиться с размерами будущего гудка, а это дело вкуса и зависит от размеров бревнышка, которым вы располагаете. Бревнышко должно быть уже высохшим, но можно делать и из сырого дерева, только при высыхании изделия оно может потрескаться и перекоситься. Итак, бревно надо расколоть пополам, сделать это можно, например, топором, вбивая его в бревно большим молотком. Раскалывать надо от комля к вершине. И не должно быть никаких больших сучков в дереве, иначе трещина пойдет неровно. Если неуверенны, что получится расколоть точно пополам, лучше сделать одну часть побольше, другую поменьше, все равно потом рубанком обрабатывать, а так меньше вероятности, что испортите бревно.

(на моей заготовке уже была природная трещина, по ней я бревно и раскалывал)

Теперь, если раскололось все нормально, надо нужную половинку бревна выровнять рубанком до состояния гладко оструганной доски, чтоб никаких задиров и канавок не было. Получится полукруглая в сечении заготовка, на которой надо разметить изделие – проводится осевая линия и относительно нее чертятся контуры будущего гудка. Головку можно вырезать любой подходящей формы, у меня она в виде головы коня, но можно и просто треугольной, прямоугольной, овальной формы…

 

Теперь надо полукруглой стамеской выдолбить резонаторную полость, для этого надо зажать заготовку в тиски, но сделать это не очень удобно – полукруглая в сечении заготовка, при сильных ударах молотка будет вылетать из тисков. Решить это можно так – один конец бревнышка надо сделать прямоугольным в сечении и крепко зажать в тисках, а под другой конец что-нибудь подложить устойчивое. В моем случае, т.к. головка гудка по ширине примерно равна ширине самого гудка и обстругать края до прямоугольника не представляется возможным, то я оставил лишние сантиметров 10 бревнышка позади головки, им то и можно придать прямоугольную форму и крепко зафиксировать в тисках (потом эту часть естественно отпилить), а под другую часть заготовки подставить, например, пару высоких, устойчивых пеньков.  Если головка у вас будет не такая широкая, то ей можно будет временно придать прямоугольную форму, срезав по краям лишнее. Теперь можете смело работать стамеской и молотком – все надежно зафиксировано. Выдалбливаете полость, толщину стенок делаете примерно 5-8мм.

После обрабатываете изделие снаружи стамесками, переворачиваете заготовку и таким же образом зажав в тисках начинаете снимать лишнее, начиная с нижнего конца (не забудьте оставить там небольшой выступ для прикрепления струнодержателя). Форма у гудка должна остаться полукруглой. Затем снимается все лишнее с нижней стороны головки, толщина ее должна быть примерно 2,5-3см. В моем случае, так как гудок делался из ясеня (а это достаточно твердое дерево), то никакой дополнительной вставки для колков из твердого дерева не требовалось, колки и так плотно сидели в своих гнездах и не расшатывались. Если вы делаете из мягкого дерева то снизу головки нужно выбрать паз и вклеить туда вставку из более твердой породы дерева (как при изготовлении гуслей). После придания головке формы надо все изделие отшлифовать при помощи шлифовальной машины (полость не обязательно). 

Теперь нужно сделать деку – изготовить ее можно из тоненькой дощечки толщиной 3-5мм или выстругать ее из другой половинки бревна, отколов от него еще часть и обработав со всех сторон рубанком. Можно и из куска фанеры. Дека гладко отшлифовывается. Затем на нее кладется гудок и просто обводится карандашом. Затем дека выпиливается, в ней вырезаются два полукруглых резонаторных отверстия и маленькое квадратное под подставку для струн, затем она приклеивается к гудку эпоксидным клеем, после чего все это зажимается струбцинами на сутки.

Как клей схватится, гудок еще раз можно отшлифовать, особо обратив внимание на место склейки, чтоб все заподлицо зашлифовать. Теперь надо изготовить 3 колка (таких же как и при изготовлении гуслей) или купить готовые. Размечаются отверстия под колки, чтобы они могли без проблем проворачиваться и не мешать друг другу. Сверлятся отверстия в головке слегка на конус: сначала просверливается, а потом слегка пошатывая сверлом, растачивается. Колки должны туда вставляться и проворачиваться с трудом.

Сам корпус гудка и деку можно украсить резьбой. После этого надо покрыть гудок морилкой, воском или лаком, так и красивее и от влаги защищает.

Теперь надо сделать струнодержатель – это просто коротенькая круглая палочка из твердого дерева, в которой просверлены 3 отверстия. Они нужны, если струны берете гитарные металлические, если нейлоновые, то никаких отверстий сверлить не надо, струна просто закрепляется при помощи петельки. Струнодержатель держится на обычном кожаном шнурке, завязанным петлей, который накидывается с двух сторон на палочку. По ее краям есть небольшие круговые канавки, это для того, чтобы шнурок не соскальзывал. Еще нужно небольшое колечко, надетое на кожаную петлю, оно нужно, чтобы петля не соскакивала с выступа на корпусе. Это колечко можно сделать, например, отпилив тонкое колечко от металлической трубки небольшого диаметра. И еще надо сделать подставку для струн, тоже из твердого дерева, форма ее может быть любой, толщина внизу примерно 1см, сверху 2мм, но сама поверхность на которую лягут струны должна быть прямой, чтобы смычком водить по всем трем струнам сразу. На ней есть три зарубки на одинаковом расстоянии друг от друга, а внизу небольшой выступ, который вставляется в квадратное отверстие деки. При помощи этой подставки вибрация от струн передается непосредственно на деку. Струны у меня такие: самая толстая это пятый номер, средняя второй, самая тонкая первый.

Струны идут от держателя, кладутся на зарубки в подставке и наматываются на колки. Как все это выглядит в сборе, видно на фотографии.

Для смычка, надо найти ветку дерева подходящего размера и формы, она должна быть достаточно прочной, слегка гибкой и у нее должен быть небольшой сучек. Длину ее подбираете по своему вкусу. Для маленького гудка и смычек маленький, для большого – большой. Ветка тоже должна быть высушена и пропитана морилкой или воском. У меня смычек сделан из лозы. К нему потом надо прикрепить прядь конских волос. Сделать это лучше суровой ниткой с клеем. Сначала привязываете ниткой с клеем прядь к тонкому концу смычка, ждете пока клей высохнет, а потом, слегка сгибая ветку, приматываете и другой конец пряди. Прядь должна быть натянута и быть «волосок к волоску», чтоб ни один не провисал. Затем они натираются канифолью. Не знаю, как это делают профессиональные музыканты, но я сначала канифоль растолакиваю в порошок и этим порошком уже натираю.  На фотографии на смычке не конский волос, а обычная рыболовная леска. Просто когда я делал этот гудок, у меня не было возможности достать конский волос, а испробовать изделие хотелось :) Сейчас уже все переделано.

Нажмите на фото, чтобы увидеть увеличенный вариант.

Как видите, кроме обычного трехструнного гудка я сделал еще один большой однострунный. Он сделан по точно такому же принципу. Сделан из толстой доски, дека из фанеры, струна номер шесть. Звук у него как у виолончели и довольно пронзительный, там предусмотрен своеобразный гриф, поэтому струну можно зажимать. Тогда как на обычном гудке мелодия исполняется флажолетом и только на самой тонкой струне, остальные две бурдонные для фона.

Заяц                            2 октября 2005 года

 

linia.jpg (9802 bytes)

Design by Pan Wladimir II grandgrandgrandsohn von Franz (c) 2003 Texts, illustrations, photos © Copyright by Pan

Wladimir II grandgrandgrandsohn von Franz 2003 -2005

Сексшоп в подольск интим магазин подольск.
Используются технологии uCoz